Наверх

Елена Кайзер

11.12.2018

В Mama`s по-новогоднему уютно, гирлянды подсвечивают зимнюю улицу теплым желтым светом, и наша сегодняшняя героиня полна энтузиазма: «Как красиво! И как непривычно первый раз за месяц куда-то выбраться, увидеть людей!». Ведущая актриса Красноярского ТЮЗа Елена Кайзер действительно сегодня впервые вышла из дома после долгого заточения, в котором виновата.. производственная травма.

— Фанатизм сыграл со мной дурную шутку. В прошлом году на выпуске спектакля «Мухи» я подвернула ногу, и сделала вид, что все в порядке. Прогон играла с порванной связкой. Когда начала хромать, это заметил режиссер и устроил мне нагоняй за то, что не рассказала. Тогда пришлось перенести премьеру. Но долго дома я не выдержала, не долечилась. А спустя год на спектакле «Чучело» снова подвернула эту же ногу и прямо на сцене начала терять сознание. Минут десять говорила текст в сплошную черноту – не видела ни зала, ни сцены из-за болевого шока. За кулисами спаслась нашатырем, и смогла отыграть еще одну сцену. А потом «скорая» увезла меня в травмпункт, где я считала секунды до своего выхода на сцену, надеясь успеть. Не успела. Спасибо артистам, как-то выкрутились. От гипса я отказалась, потому что через четыре дня нужно было выйти в спектакле «Биндюжник и король»: невозможно, чтобы из-за второстепенного персонажа сорвался спектакль. И там снова надорвала связку. Результат – месяц на больничном дома. Конечно, друзья и коллеги навещают и звонят, рассказывают, как рождается премьера, которой сейчас живет весь театр – 21 декабря у нас «Хроники Нарнии». Меня любопытство уже просто распирает.
За ту самую роль Маруськи в мюзикле «Биндюжник и Король» Елену номинировали на премию «Золотая Маска», и мы закономерно начинаем разговор с любимых ролей и спектаклей.
— Все почему-то думают, что я играю главные роли. Это смешно: Снежная Королева – второстепенный персонаж, выходит на пять минут в конце. Алиса для меня – тоже не главная героиня. И вообще я собой очень недовольна. Нет ни одной роли, которая была бы закончена, я постоянно в поиске. Нет ни одной роли, где легко. Если не физически, то внутренне – всегда на разрыв аорты.
— Быть красавицей-звездой скучно, я за юродство – и внутреннее, и внешнее. Мы же все немного юродствуем в жизни, только градус разный.

— Мне нравятся спектакли, в которых я не участвую. Например, «Сказка о мертвой царевне». У каждого нашего спектакля — своя аудитория. И для каждого человека, с которым я сталкиваюсь впервые – таксиста, продавца и т.д. – я стараюсь подобрать спектакль, который попадет ему точно в сердце, влюбит в театр. Для меня все окружающие – потенциальные зрители.

Каждый показ даже одного спектакля, как снежинка, не похож на другой. У нас есть зрители, которые в течение сезона смотрят все показы любимого спектакля. Как-то девушка написала, извинялась, что один из показов «Сон. Лето. Ночь» в сезоне пропустила из-за госэкзаменов. Кому-то это покажется сумасшествием.

После такого вступления, кажется единственно возможным ответ Елены на вопрос, как она пришла в театр. Ответ в одно слово — судьба.
— У меня до сих пор боязнь сцены, заниженная самооценка, непринятие собственной внешности, мне всегда кажется, что другой может сделать лучше, талантливее, чем я, но… судьба! С детства мечтала быть клоуном. Мне нравилось вызывать яркие эмоции у людей, то, как они смеются и плачут, реагируя на мои действия.
Девочка, которая хочет быть актрисой-звездой, чтобы на нее все смотрели и восхищались – это шаблонная история. А вот девочка, мечтающая стать клоуном, над которым все смеются – это необычно.
— Когда мне было 13 лет, не стало мамы. До ее смерти я была девочка-картинка: в платьях, всегда красиво заплетена, улыбчивая и веснушчатая, такой солнечный зайчик. С уходом мамы оказалось, что у девочки стальное сердце. Никогда не было хныканья, плача и капризов. Рано повзрослела и привыкла быть сильной. Но появилась пустота, которую нужно было чем-то наполнять. И спасение я нашла в творчестве. У нас как раз организовался клуб творческих старшеклассников.
Все мы в жизни немного юродствуем, только градус разный
Так Елена оказалась в театральной студии при Алтайском краевом детско-юношеском центре, а после школы и профессионального лицея (где получила профессию киновидеомеханика), она поступает на факультет режиссуры и актерского мастерства Алтайской государственной академии культуры и искусств. Почему же не на актерский?
— В школе мы делали много социальных проектов: к 9 мая, для бездомных детей. Сами придумывали и делали, и это тоже было творчество. Потом в институте брали шефство над детским домом, и это тоже был творческо-социальный проект, социальный театр. Мы проводили с детьми все выходные, они росли у нас на глазах. Это со мной всю жизнь, и это наполняет – эмоциями, смыслом.

— На выпускном однокурсники поздравляли меня, а я не могла понять с чем. Оказалось, меня оставили преподавать на кафедре. А я ведь даже заявления о трудоустройстве не писала. И первая мысль была не об ответственности за детей, из которых я буду что-то лепить, а радость от того, что снова могу пройти весь путь студенчества, но уже с другой стороны – преподавательской.

Так что красноярцы вполне могли и не увидеть ни удивленно-хрупкую Алису Елены, ни ее обаятельно-разбитную Маруську, ни терзающуюся сомневающуюся Электру. Нам повезло, что в Барнауле актриса приглянулась режиссеру красноярского ТЮЗа Роману Феодори.

— Феодори хитро меня вовлек в свой театр. Я на тот момент уже третий курс преподавала детям, и для меня гораздо важнее было выпустить экзаменационный показ, я в институте жила. И он пригласил меня не в труппу, а на курс по сценической речи. У меня были грандиозные пробелы: нас же готовили как режиссеров, многих предметов у нас просто не было – вокала, танца, речи. И на первом же занятии оказалось, что в сравнении с планкой, которую задал Роман Николаевич, вся труппа театра примерно на одном уровне. В первые пять минут у каждого обнаружились проблемы с речью. Кроме того, нужно было проявить волю: на тебя смотрят тридцать пар глаз, а у тебя не получается выполнить упражнение, ты пытаешься соскочить – мол, в следующий раз. Но нет, дружок, давай-ка здесь и сейчас делай. И это стало таким буксировочным тросом, которым меня Феодори зацепил. Конечно, сложная жизнь началась: вечером на такси я неслась в театр на репетицию, с 9 утра в институте, вместо обеда – снова на такси в театр.
Нас пугали: «Вы работали в драматическом театре им. В. М. Шукшина, а едете в какой-то ТЮЗ в дымной красноярской промзоне!»
Переезжать в Красноярск было, признается Елена, сташновато. В Барнауле остались близкие люди. И вообще, это был первый крутой поворот в карьере и в жизни.
— Нас так пугали правым берегом Красноярска! «Вы работали в драматическом театре им. В. М. Шукшина, а едете в какой-то ТЮЗ на правом берегу, в дымной промзоне, в бывшем ДК...»

Но у нас была пилотная версия переезда: в мае 2012 года, еще не уволившись из театра, мы приехали в Красноярск. Было градусов 30 жары, и мы под палящим солнцем собирали интервью у прохожих, готовя вербатим «Подросток с правого берега».

Очень впечатлило, что здесь видно горы. Для меня горы – это как, например, Чехов, навсегда в крови, без них и неба я жизнь себе не представляю. В юности мы исходили всю республику Алтай, даже спектакль делали об алтайских петроглифах.

Правда, из-за вечной занятости я до Столбов не могла дойти два года. Но потом облазила все, и теперь периодически выбираюсь. А вот город до сих пор знаю плохо, в основном мой маршрут театр – дом. Сейчас из-за моей болезни в театре появляются вторые составы, надеюсь, будет наконец-то свободное время, и я познакомлюсь с Красноярском.

И конечно, мы не могли не спросить, почему в Красноярске Елена поселилась именно у нас, на Южном берегу.
— Возможность жить здесь — большой подарок руководства после того, как мы получили за «Алиsу» Национальную театральную премию «Золотая Маска». Я хвастаю, что тут живу, это моя гордость. Мне здесь очень комфортно: летом люблю ходить читать на косу. Пока жестокие холода не приходят, гоняю ночами на велосипеде. И оказалось, что меня здесь знают: приходишь в Mama`s, тебя незаметно фотографируют, потом присылают фото в соцсетях. А ты в гриме Алисы после спектакля.
Беседовала Александра Казанцева

Другие истории

07.11.2017
Сергей Борисов

Вы знаете, чем пахнут ваши духи? Сможете описать этот запах, используя другие эпитеты, кроме «свежий», «пряный», «вкусно»? Да, это трудная задача, и все же есть люди, которые могут рассказать об ароматах в мельчайших деталях.

16.01.2018
Владимир Перекотий

Стратегия должна включать не только четкий базовый посыл, «молекулу смысла»... но и готовность импровизировать

12.11.2018
Евгений Стодушный

Подвижник культуры и коренной москвич доволен у нас всем, кроме одного: медведя так и не встретил

07.11.2017
Владимир Гуляев

Человеческий мозг - пожалуй, одна из самых больших загадок во Вселенной.